Республиканская программа "Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия" на 2011-2013 годы



Введение

Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 № Пр-3464ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 разработана Республиканская программа «Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия» на 2011-2013 годы.

По функциональной направленности Программа классифицируется как социальная и связана с обеспечением жизнедеятельности и повышением качества жизни пожилых людей республики.

Программа разработана в соответствии с Рекомендациями по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, разработанными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (исх. № 18-2.10.1-118 от 17.01.2011).

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

Одной из особенностей современной демографической ситуации в Республике Бурятия является высокая численность лиц пожилого возраста. По состоянию на 1 января 2011 года 178,7 тысячи жителей республики являются получателями трудовых пенсий по старости, более 36 % составляют жители в возрасте 70 лет и старше. При этом пожилые люди - быстро увеличивающаяся социально-демографическая группа.

Так, удельный вес населения старше трудоспособного возраста составляет по Бурятии 16,3 % или 157,3 тысячи человек (по России – 21,6 %). В период до 2025 года в республике прогнозируется увеличение численности пожилых людей в составе населения до 21,5 % или 205,5 тысяч человек. Только за 2009 год численность пожилых людей в возрасте 80 лет и старше возросла на 1133 человека и составила более 17 тысяч или 1,8 % населения.

Рост потребностей пожилого населения в социальной поддержке и услугах очевиден, идет активный поиск источников и ресурсов для удовлетворения нужд этой категории населения. Решить данную проблему можно только путем дальнейшего реформирования региональных систем социальной защиты населения, внедряя новые технологии и методы работы, позволяющие наиболее эффективно реализовывать права граждан старшего поколения на социальные гарантии, активную жизнь в обществе.

В Республике Бурятия проводится планомерная работа по созданию оптимальной системы социального обслуживания, где формы и виды социальных услуг взаимно дополняют друг друга, имеют комплексный характер.

Создана нормативно-правовая база. В рамках Закона Республики Бурятия от 13.10.2008 № 468-IV «О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия» с 2009 года социальное обслуживание осуществляется на основе государственных стандартов, на принципах оценки индивидуальной нуждаемости человека и размера среднедушевых доходов гражданина и его семьи. Утверждены государственные стандарты на все виды и формы социального обслуживания: стационарное, полустационарное, нестационарное, временный приют, реабилитационные услуги.

За период 2007-2009 годов из эксплуатации выведены 7 стационарных учреждений социального обслуживания, расположенных в пожароопасных деревянных зданиях. Одновременно была увеличена вместимость действующих домов-интернатов, количество мест (при соблюдении норм площади спален не менее 6-8 кв. метров на 1 человека) не изменилось и составило 2,2 тысячи мест. Очередности в дома-интернаты нет. В 14 стационарных учреждениях социального обслуживания проживает 2220 человек, нуждающихся в постороннем постоянном уходе, в течение 2010 года принято 414 человек. Продолжительность жизни в домах-интернатах на 8-10 лет выше средней по республике. Обеспечены комфортные и безопасные условия проживания. Все проживающие проходят социальные, медицинские, психологические и реабилитационные мероприятия. В учреждениях проводится работа по обеспечению качества предоставления социально-медицинских услуг и расширению спектра предоставляемых услуг.

В 3 реабилитационных учреждениях получили социально-медицинскую реабилитацию около 8,4 тысяч граждан пожилого возраста, в том числе в реабилитационном отделении Закаменского пансионата для ветеранов войны и труда «Горный воздух» оздоровлено 873 пожилых гражданина, в Республиканском центре по реабилитации инвалидов прошли восстановительное лечение 934 пожилых гражданина. Специализированная медицинская помощь в условиях стационара Республиканского клинического госпиталя для ветеранов войн оказана более 5,5 тысячи человек, в гериатрическом отделении оздоровлено 992 человека. В поликлинике госпиталя обслужено 31,3 тысячи человек. Выездными бригадами узких специалистов госпиталя в 12 районах республики осмотрено 1542 ветерана, 98 прошли стационарное лечение в госпитале.

Всего сегодня действуют 18 учреждений социального обслуживания, в том числе в 2010 году в качестве автономных работало 10, из них 2 учреждения работают более двух лет, в 2011 году их число возросло до 13, а с 2012 года все учреждения будут переведены в статус автономных. Финансово-хозяйственная самостоятельность, возможность быстрого реагирования на запросы рынка социальных услуг сделали возможным повышение качества и ассортимента услуг, внедрение новых услуг в том числе платных, обеспечив их полную доступность для населения вне зависимости от категорий. Разработана схема развития и размещений учреждений стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов и перспективная схема развития и размещения учреждений стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в 2020 году (приложение № 2).

Качественное социальное обслуживание невозможно без укрепления материальной базы и инвестиций. За счет всех источников финансирования на укрепление материально-технической базы учреждений за 2008-2010 годы выделено 289,6 млн. руб., в том числе в 2008 г. - 133,9 млн. руб., в 2009 г. - 83,2 млн. руб., в 2010 г. - 72,5 млн. руб.

Развивается надомное социальное обслуживание. В 2010 году социальные услуги на дому получили 8 тысяч человек или 100 % от числа нуждающихся пожилых людей. Внедряются новые виды социального обслуживания: паллиативной помощью «хоспис на дому» обеспечено 23 человека, 62 человека обслуживаются в 61 приемной семье для пожилых граждан. Социальная технология «приемная семья» используется для одиноких пожилых граждан, которые нуждаются в постоянном круглосуточном уходе в стационарных учреждениях, но желают остаться в домашнем окружении. В районах республики работают 55 отделений социального обслуживания на дому.

В среднем в год более 7 тысяч граждан получают социальные услуги с выездом на дом. Мобильные бригады для оказания неотложных социальных услуг пожилым гражданам работают при учреждениях социального обслуживания и территориальных органах социальной защиты населения во всех муниципальных образованиях республики. Мобильные бригады оснащены автотранспортом, средствами связи, созданы единые диспетчерские службы, пожилой гражданин имеет возможность позвонить и сделать заявку на предоставление социальных услуг. Основной задачей мобильной бригады является оперативное оказание в кратчайшие сроки экстренных, разовых социальных услуг гражданам, остронуждающимся в них в силу преклонного возраста и состояния здоровья. Основные виды услуг: приобретение и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров, лекарственных препаратов; доставка воды клиентам, проживающим в домах без централизованного водоснабжения; мелкий ремонт помещений, уборка; содействие в оформлении документов для предоставления мер социальной поддержки, социальных выплат; оплата жилищно-коммунальных услуг; бытовые услуги; досуговые мероприятия; услуги сиделки и т.д.

С 1 августа 2010 года в городе Улан-Удэ реализуется пилотный проект «Реформирование системы социального обслуживания населения», объединившего две различные по содержанию и идеологии формы социального обслуживания: нестационарную и стационарную. К Улан-Удэнскому комплексному центру социального обслуживания «Доверие» присоединено отделение социального обслуживания населения по г. Улан-Удэ. Используя широкие возможности автономного учреждения, пожилые граждане обеспечены качественными и разнообразными, в том числе и новыми социальными услугами. Всего на обслуживании находится 842 человека. Отработана система премирования социальных работников с учетом оценки качества предоставляемых услуг по балльной системе.

В 2011 году пилотный проект будет распространен на Кабанский, Тарбагатайский и Иволгинский районы, различающиеся по своим социально-экономическим условиям: ближние – дальние, густо – малозаселенные, - чтобы учесть специфику предоставления социальных услуг и оплаты труда социальных работников в зависимости от социально-экономического, географического положения районов республики. Пилотный проект предполагает отработать оплату труда социальных работников за счет внедрения механизма материального стимулирования социальных работников за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию граждан в зависимости от количества и качества оказываемых услуг.

Согласно Порядку участия исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и учреждений социального обслуживания населения во взаимоотношениях с гражданами по предоставлению социальных услуг и социальному обслуживанию по договорам пожизненного содержания с иждивением, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2010 № 408, с 1 января 2011 года учреждения социального обслуживания будут заключать договоры пожизненного содержания с иждивением с одинокими пенсионерами и инвалидами. Гражданам в счет ренты предоставляются в учреждениях условия проживания повышенной комфортности и социальное обслуживание, либо выплачивается непосредственно ежемесячная пожизненная рента. Цель – гарантированная поддержка и социальная защита пожилых граждан от посягательств на занимаемую ими жилую площадь.

Вышеназванные мероприятия в основном реализовывались в рамках ведомственных программ и планов действий. Учитывая значительный уровень межведомственного взаимодействия, внедрение программного подхода к решению вопросов организации социальной поддержки пожилых людей в Республике Бурятия позволит комплексно решать вопросы социальной поддержки пожилых людей.

В рамках Республиканской программы «Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия» на 2011-2013 годы необходимо продолжить работу по повышению качества жизни пожилых людей, решению социальных проблем пожилых граждан, повышению качества и доступности предоставления социальных услуг, предоставляемых гражданам старшего поколения; поддерживать социальную активность и формировать активный социальный статус граждан старшего поколения путем проведения мероприятий по реализации социокультурных потребностей пожилых людей, современных форм общения.

Программа предусматривает деятельность по вышеуказанным направлениям.

II. Цели и задачи Программы

Цели Программы:

- формирование организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

- социальное обслуживание пожилых людей: внедрение инновационных проектов предоставления услуг на дому и в учреждениях социального обслуживания;

- поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

- досуг, общественная жизнь пожилых людей, обеспечение доступности объектов жизнедеятельности.

III. Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы.

Программа реализуется в один этап.

IV. Перечень мероприятий Программы

Для решения задач Программы и достижения поставленных целей необходимо реализовать комплекс мероприятий (приложение № 1) по направлениям:

1. Основы деятельности по укреплению социальной защищённости пожилых людей.

2. Меры по укреплению здоровья пожилых людей, включающие развитие социальных технологий «приемная семья» и «хоспис на дому», оздоровление в реабилитационных учреждениях и санаторно-курортное лечение.

3. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей. Предусматривается укрепление материально-технической базы 5 учреждений, в том числе открытие культурно-досугового центра и оздоровительного комплекса. Строительство учреждения нового типа с использованием современных строительных технологий для создания комфортных и безопасных условий проживания. Организация работы с пожилыми жителями сельских районов мобильных бригад социального обслуживания и обеспечение их автотранспортом.

4. Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей. Организация «университета третьего возраста» с курсом компьютерного обучения. Проведение спартакиады пенсионеров, социально значимых мероприятий, клубов по интересам, выставок и конкурсов.

5. Кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами. Внедрение систем материального стимулирования социальных работников в зависимости от количества и качества предоставляемых услуг и достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию пожилых граждан. Проведение семинаров для специалистов учреждений, организация подготовки и повышения квалификации персонала учреждений, проведение республиканских конкурсов на звание «Лучший по профессии» и «Лучшая медицинская сестра» среди специалистов учреждений социального обслуживания населения.

6. Информационное сопровождение мероприятий Программы. Отражение в СМИ вопросов, связанных с социальной защитой и социальным обслуживанием пожилых людей.

V. Ресурсное обеспечение Программы по объемам

и источникам финансирования

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, республиканского, местных бюджетов, внебюджетных средств в объеме 6121904,3 тыс. рублей.

Источники

финансирования

Объемы финансирования по годам реализации

Программы, тыс.руб.

2011-2013

2011

2012

2013

Всего из всех источников

6121904,3

1753414,5

1836644,5

2531845,3

Федеральный бюджет*

547150

34985,6

77802,6

434361,8

Республиканский бюджет**

5395811,3

1649613,9

1704872,9

2041324,5

Местные бюджеты*

17169

5270

5672

6227

Внебюджетные средства*

161774

63545

48297

49932

_________

*Справочно.

**Расходы на реализацию программных мероприятий могут корректироваться после принятия закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной год и плановый период.

VI. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы формируется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия по вопросам программной проработки и решения актуальных проблем в сфере социальной защиты населения.

Механизм реализации Программы включает в себя:

- стратегическое планирование и прогнозирование;

- применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и республиканского уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;

- организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).

Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.

На основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов проводится ежеквартальный анализ хода реализации Программы.

Принятие управленческих решений в рамках Программы будет осуществляться с учетом информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий.

Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы должно стать неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.

Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде.

VII. Организация управления Программой

и контроль за ходом ее реализации

Организацию управления и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет заказчик-координатор - Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, которое в ходе реализации Программы:

- организует текущее управление реализацией Программы;

- подготавливает ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;

- организует мониторинг хода реализации Программы;

- несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;

- организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;

- уточняет целевые показатели (индикаторы) и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы;

- запрашивает министерства и ведомства, ответственные за выполнение мероприятий, о ходе их реализации.

Исполнители программных мероприятий ежеквартально представляют координатору Программы аналитические отчеты по реализации мероприятий и выполнению целевых показателей Программы.

VIII. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации

Программы. Целевые индикаторы реализации Программы

Для оценки результатов реализации Программы используются следующие целевые индикаторы и показатели эффективности ее реализации:

- охват пожилых граждан услугами социального характера на дому, 100 % от общего количества обратившихся в государственные учреждения социальной защиты населения;

- развитие социальной технологии «приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов» по годам: 2011 - 80, 2012 - 100, 2013 - 120 приемных семей;

- охват социально-медицинскими, реабилитационными, оздоровительными услугами по годам: 2011 - 10, 2012 - 12, 2013 - 15 тысяч человек;

- количество оказанных службой «социальное такси» транспортных услуг маломобильным категориям граждан по годам: 2011 - 3,0, 2012 - 3,2, 2013 - 3,5 тысячи услуг;

- охват нуждающихся граждан услугами мобильных бригад экстренной социальной помощи по годам: 2011 - 80 %, 2012 - 90 %, 2013 - 100 %;

- открытие «университетов третьего возраста» во всех муниципальных образованиях республики, в том числе организация обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности по годам: 2011 - 5, 2012 - 10, 2013 - 10 «университетов»;

- количество пожилых граждан, принявших участие в социально значимых мероприятиях, не менее 90 тысяч человек ежегодно.

Эффективность и результативность реализации Программы в основном зависит от степени достижения целевых показателей и индикаторов Программы.


opros_su.jpg
ОПРОС.jpg
hotline1.JPG
hotline2.jpg
200x200.jpg
госуслуги.jpeg
коробка2ОБРАЗЕЦ.jpg
pmj.jpg
budjet_for_citizens.jpg
GU_poster_.jpg
v_sadik.jpg








Фотогалерея




Видеогалерея